21-го августа 1911 г. из Лувра исчезла самая знаменитая картины в мире!!!
За год до этого директор музея Теофиль Омоль заявил: «Чтобы кто-нибудь украл Мону Лизу? Это так же правдоподобно, как кража колокольни собора Парижской Богоматери!» … Но..
…21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник художник Луи Беру, который собирался написать картину «Мона Лиза» в Лувре», и обнаружил только железные колышки на стене!
Беру поинтересовался у охраны, куда делся шедевр Леонардо. Ему сказали, что работу забрали фотографы. Настойчивый Беру обратился к более высокопоставленному сотруднику музея, и вместе они убедились, что никакие фотографы «Мону Лизу» не фотографируют. Не было ее и у реставраторов. До охраны наконец дошло, что картину украли. Разразился страшный скандал.
В течение недели картину искали по всему Лувру – безрезультатно. Дело обернулось национальным трауром. Перед Лувром стояла толпа с букетами цветов, как на похоронах. Почтовые открытки выпускались громадными тиражами и сразу раскупались. Тому, кто даст информацию о местонахождении сокровища, дирекция музея обещала выплатить 25.000 франков, и была объявлена всенациональная подписка, чтобы собрать эту сумму.
Директор Лувра, Омоль, был уволен!
Газета «Иллюстрасьон» со своей стороны обещала 50.000 франков тому, кто принесет шедевр в редакцию.
Некоторые рассказывали, что эта кража – очередной подвиг Арсена Люпена, «джентельмена-грабителя».
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Назревала большая европейская война. В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Немецкие газеты платили той же монетой. Кража «Джоконды» — уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Единственное, что нашли сыщики, — это раму от «Джоконды». Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Были допрошены сотни людей. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
В газетах статьи о всех перипетиях этой истории печатались на первой странице. И вот появилось извещение о том, что поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо подозреваются в причастности к чудовищному хищению жемчужины национального достояния.
За несколько лет до этого один из приятелей Аполлинера, Жери Пьере, стал воровать из Лувра предметы небольшого размера, в частности, как уже было сказано, египетские вотивные статуэтки. В числе других он продавал их и Пикассо, с которым его познакомил Аполлинер же. Жери дал интервью газете «Пари-Журналь», в котором он признавался в краже статуэток и утверждал, что Джоконду тоже похитил он.
Вскоре появился другойитальянский писатель-декадент Габриэлэ д’Аннунцио, и заявил, что автором кражи века является он…
В действительности картину украл некий Винченцо Перуджа, (Перуджио) стекольщик (по некоторым сведениям, маляр, по другим — бывший реставратор), который в прошлом работал в Лувре.
Но кто же был его заказчиком? Вопрос так и остался открытым. Многие называют имена аргентинского фальсификатора Эдуардо де Вальфьерно и реставратора Ива Шодрона, которые якобы хотели скопировать Мону Лизу и продать ее как можно большему числу американских коллекционеров, убедив их в том, что они покупают подлинник. Судя по тому, сколько в США циркулирует копий Джоконды, можно предположить, что они осуществили свой замысел.
Но после исполнения копий оригинал картины нашим умельцам был уже не нужен.
В течение 2-х лет найти Джоконду оказалось невозможно, а она все это время находилась в нищей квартирке Перуджа, который разложил ее на столе лицевой стороной вниз.
Но в декабре 1913-го года Перуджа вернулся домой во Флоренцию и вошел в контакт с известным антикваром Альфредо Джери, которому он поручил вести переговоры с французами. Через три дня после своего возвращения Перуджа был арестован. На суде он заявил, что действовал из патриотизма – вернуть Джоконду на землю своих предков, но ничто ему не помогло, все равно посадили. А антиквар Джери передал даму Лизу Лувру в обмен на обещанное вознаграждение.